МБДОУ детский сад "Улыбка" город Кирсанов
проект "Чудеса природы"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» город Кирсанов
Педагогический проект
«Чудеса природы» Автор проекта: Воспитатель: Колмыкова Елизавета Николаевна
г. Кирсанов 2013 г.
Паспорт проекта · Вид проекта: познавательно-экологический. · Продолжительность: долгосрочный (1 год) · Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. · Образовательные области: познание, художественное творчество, музыка, безопасность
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта... Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Новизна проекта Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Цель проекта Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность. Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность. Предмет исследования:
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность. Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы. 2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности. 3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе. 4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания. 5. Формировать элементарные естественно- научные представления; 6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 7. Развивать творческое воображение, фантазию. 8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации из различных источников. 2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту. 3. Создание предметно-развивающей среды. 4. Мониторинг результатов.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. -формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления; -развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; - развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; - развитие у ребенка фантазии, эмоциональности; - активизация словарного запаса; - расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире; - накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой; - сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта; - получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе. Рефлексия деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей. В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту. Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Краткое описание проекта по этапам.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический. Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год. Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 г. - август 2014 г. I. Подготовительный этап. 1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата. 2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта. 1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми; 2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач. - Создание клуба «Неизведанное рядом». - Один раз в квартал проводятся совместные "заседания" клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III. Заключительный этап.
• диагностика и подведение результатов работы. • подведение итогов работы над проектом; • анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »; • мониторинг качества освоения материала детьми; • открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта) • презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Предварительная работа:
• Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей • Выявление уровня знаний детей по теме проекта. • Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта. • Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; · наглядные · словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции; · технология моделирования · релаксация; · игровой: (сюрпризный момент, игры) · творческие Формы работы: 1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы. 2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству 3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми . 4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы. 5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Формы работы с родителями В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности. Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность). Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания. В период работы над проектом особое внимание уделяем обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности. Перспектива на будущее: Разработать проект “Чудеса природы” для детей старшей и подготовительной групп. Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008. 2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г. 3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г. 4. Дошкольное воспитание № 11 2003 г. 5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995. 7. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009. 8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004. 9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. 10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 11. Интернет ресурсы. 24 февраля 2015 в 21:32
Прикреплённые файлы:Документ: проект "Чудеса природы" Описание файла:Файл называется: proekt-chudesa-prirody_5i105.docx Это официальный файл организации «МБДОУ детский сад "Улыбка" город Кирсанов», в нём содержится проект "Чудеса природы". Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.