МБДОУ детский сад "Улыбка" город Кирсанов

проект "Чудеса природы"

 Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» город Кирсанов

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

«Чудеса природы»

Автор  проекта:

Воспитатель:  Колмыкова  Елизавета Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кирсанов

2013 г.

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

· Вид проекта: познавательно-экологический.

· Продолжительность: долгосрочный (1 год)

· Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.

· Образовательные области:

 познание, художественное творчество, музыка, безопасность

 

Актуальность разработки и реализации

 педагогического проекта

 

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве  -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому,  что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу,  поглощая его свет  и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых  можно удовлетворить  лишь с помощью неживой природы. Таким образом,  у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло  потому таких высот  в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического  воспитания.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Новизна проекта

Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий:  организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.

 Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

 Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.

Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.

 

Тема проекта

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

 

Цель проекта

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством  установления взаимосвязи между  явлениями,  характерными признаками неживой  и  объектами живой природы путем  вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

Объект исследования

 

Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

Предмет исследования:

 

Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного  возраста.

Гипотеза:

 

Процесс формирования экологического мировоззрения  у детей среднего  дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.

Задачи проекта

 

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой  природы, их связью с объектами живой природы.

2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

 5. Формировать элементарные естественно- научные представления;

 6.  Расширять перспективы развития познавательно - поисковой  деятельности  детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

7. Развивать творческое воображение, фантазию.

8.Формировать познавательную активность, логическое мышление,  самостоятельность.

 

Задачи для педагога:

 

1.  Анализ и сбор информации из различных источников.

2.  Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.

3.  Создание предметно-развивающей среды.

4.  Мониторинг результатов.

 

Ожидаемые результаты:

 

- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

- активизация словарного запаса;

- расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

- получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Рефлексия деятельности:

 

Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений.  В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.

В проводимых играх-экспериментированиях и опытах,  дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

 Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.

 

 

Краткое описание проекта по этапам.

 

Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: долгосрочный  1 год.

Сроки реализации проекта: сентябрь  2013 г. -  август 2014 г.

I.  Подготовительный этап.

1.  Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2.  Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

 

II.  Основной этап реализации проекта.

1. Выполнение  плана работы по всем видам деятельности с детьми;

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.

- Создание клуба «Неизведанное рядом».

- Один раз в квартал проводятся совместные "заседания"  клуба  (родители и дети)  в форме  развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).

3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

 

III.  Заключительный этап.

 

• диагностика и подведение результатов работы.

• подведение итогов работы над проектом;

• анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;

• мониторинг качества освоения материала детьми;

• открытое занятие - развлечение для родителей  "Чему мы научились"  (по итогам проекта)

• презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

 

 

 

Предварительная работа:

 

• Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей

• Выявление уровня знаний детей по теме проекта.

• Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.

• Изучение методической литературы  по теме проекта.

 

 

Методы работы:

 

· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

· наглядные

· словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;

· технология моделирования

· релаксация;

· игровой: (сюрпризный момент, игры)

· творческие

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

 2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром,  художественному творчеству

3. Целевые прогулки,  экскурсии с детьми .

4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном  уголке и уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

 

Взаимодействие с родителями

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

2013 г.

Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее»

Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью: ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка  с целью развития  интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета  и мелкой моторики  ребенка

Январь

2013 г.

Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно -  экспериментальных игр в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное  экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений  неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Апрель

2014 г.

Досуг "Спешит весна. Звенит капель"

Продолжаем в нетрадиционной форме (развлечение: совместно с детьми) знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома для расширения представлений детей о некоторых свойствах такого явления неживой природы как вода и ее значении для человека, животных, растений.

 

Июль

 2014 г.

«Природа Волшебница»

(итоговое)

Совместное  игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся,  используя полученные ранее знания  о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой  природы, создавать образы природы из природного материала  с  целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы .

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий.  Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах  и образовательных областях детской деятельности.

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Месяц 

Раздел образовательной деятельности

Темы

игр-занятий

Цель

Сентябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Песочные часы"

Выявить свойства пека и глины

"Посадим дерево"

(Наблюдение на прогулке)

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Солнце по небу гуляет"

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы земли. Дорожка из осенних листьев"

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал  листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года:  осень.

Октябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Какой вода имеет цвет?"

Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.

"Какие бывают камни"

(Наблюдение на прогулке)

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Тайны осеннего леса"

Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать  взаимосвязи явлений неживой  и живой природы.

Художественное творчество.

Рисование.

«Образы неба. Дождь"

Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.

Ноябрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Где можно найти воздух"

Обнаружить воздух в предметах

"Где можно найти воздух" (Наблюдение  на прогулке)

Дать детям представление о воздухе,  о том, что он повсюду вокруг нас.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Ветер, ветер ты могуч"

Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы земли.

Ковер  из осенних листьев"

Продолжать знакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. ( Рука двигается вверх - вниз). Закрепить знания  об объектах и явлениях неживой природы  осенью.

Декабрь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Взаимодействие воды и снега"

Познакомить  с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

"Нужен ли растениям зимой снег"

(Опыт  на прогулке)

Определить  зависимость  состояния  растений от условий природы.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Где зимуют снежные бабы"

Формировать у дошкольников представление о времени года : зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой? Краски неба".

Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить  у детей представления о явлениях неживой природы зимой.

Январь

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Волшебная рукавичка"

Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.

"Как  согреть руки"

(Опыт на прогулке)

Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение,  движение, сохранение тепла.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Огонь - друг, огонь - враг"

Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы зимнего неба. Облака"

Продолжать знакомить с приемами работы с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре

Февраль

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Почему на небе разные звезды?"

Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.

"Свет вокруг нас"

(Опыт  на прогулке)

Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Лютень"

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы деревьев. Ель умывается снежком".

Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок  для получения  зеленой.  Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка.  Уточнить представления детей о явлении неживой природы:  снеге.

Март

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Где быстрее?"

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)

"Где появятся первые проталинки"

(Опыт  на прогулке)

Установить зависимость изменений  в неживой природе с  сезонными изменениями.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"

 Познакомить детей с признаками весны  и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.

Художественное творчество.

Рисование.

" Образы неба ранней весной. Красно солнышко".

Познакомить  с приемами работы красной и желтой  гуашевыми красками, обратить внимание на то,  что при смешении они превращаются в оранжевую.  Закрепить  знания дошкольников о признаках весны.

Апрель

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Когда это бывает?"

Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.

"Зачем растениям нужен свет" (Опыт  в уголке природы)

Показать детям,  что для роста растения необходим свет.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Световой день"

Расширять представление дошкольников о  явлениях неживой природы и рукотворном мире:  солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференцировать  предметы рукотворного мира и природы

Художественное творчество.

Рисование.

"Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком".

Познакомить  с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты.  Закрепить приемы работы красной и желтой  гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.

Май

Познание.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Какие бывают камни"

Продолжать знакомить дошкольников  с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

"Где спряталась вода" (Опыт  на прогулке)

Закрепить знания детей о том, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Познание.

Ознакомление с окружающим миром.

"Вода помощница"

Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды  и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.

Художественное творчество.

Рисование.

Образы природы.  Обобщающее занятие. Любование картинами природы.

Природа художница".

 Создать атмосферу  эмоционального восприятия картин  природы, вызвав у детей восхищение от увиденного

  ( привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

В ходе работы над проектом мы стараемся обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом особое внимание уделяем  обогащению  словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивается воображение, мышление, формируются  навыки элементарной исследовательской деятельности.

Перспектива на будущее:

 Разработать проект “Чудеса природы” для  детей старшей и подготовительной групп.

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и  на следующих этапах личностного формирования малышей.

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в  исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

 

 

Методическое обеспечение проектной деятельности:

 

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008.

2. Дошкольное воспитание № 7  2000 г.

3. Дошкольное воспитание № 10  2003 г.

4. Дошкольное воспитание № 11  2003 г.

5.  Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.

7. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2009.

8. Дыбина  О. В., Рахманова Н. П.  и др. Неизведанное рядом.  Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.:  Творческий центр, 2004.

9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

11.  Интернет ресурсы.

24 февраля 2015 в 21:32

Прикреплённые файлы:

Документ: проект "Чудеса природы"

Описание файла:

Файл называется: proekt-chudesa-prirody_5i105.docx

Это официальный файл организации «МБДОУ детский сад "Улыбка" город Кирсанов», в нём содержится проект "Чудеса природы".

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.