МБДОУ детский сад "Улыбка" город Кирсанов

Образовательная программа дополнительного образования детей «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

Направленность программы:

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Цель:

Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, превышая требования ФГОС

Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.

Задачи:

Развивающие:

Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).

Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:

Воспитание у детей 5–6 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Разделы программы:

Количество и счет

Ознакомление с геометрическими фигурами

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Участники:

дети 5 - 6 лет

Срок обучения:

программа кружка рассчитана на один год обучения

Общие принципы и содержание программы:

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.

Творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.

Занятия проводятся из расчета:

1 занятие в неделю

4 - 5 занятий в месяц

34 занятия в год

Количество детей в группе – 8 человек.

Длительность одного занятия – 20 – 25 минут.

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа в тетрадях

Физкультминутки, гимнастика для глаз

Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

Практические (упражнения)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

Учебно- тематический план:

п\п

Название темы

Количество часов

Дата

1

Диагностика Выявление уровня развития. Развивать умение находить одинаковые предметы, выполнять действия сложения и вычитания, рисовать по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги

«Считай не ошибись»

1

19.09.2014

2

Развивать умение концентрировать внимание, глазомер

«Нарисуй как я»

1

26.09.2014

3

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность. Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт.

Лабиринт «Дорисуй узор»

1

03.10.2014

4

Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве. Дидактическая игра «Кто, где находится?»

1

10.10.2014

5

«Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль «Счет с хлопками»

«Напиши нужную цифру», «Найди похожие листья»

1

17.10.2014

6

Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность

«Назови соседей»

«Найди одинаковые домики»

«Дорисуй домики»

Игры со счетными палочками

1

24.10.2014

7

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию. «Танграм», «Продолжи узор»

1

31.10.2014

8

Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших

«Рассели жильцов»

1

7.11.2014

9

Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10. «День и ночь» (какая цифра исчезла)

1

14.11.2014

10

Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

1

21.11.2014

11

Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания. «Устный счет прямой и обратный»

1

28.11.2014

12

Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату «Определи время по часам»

1

05.11.2014

13

Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание

«Веселый счет», «Найди одинаковые снежинки»

1

12.12.2014

14

Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате. «Счет по цепочке», «Нарисуй стрелки на часах»

1

19.12.2014

15

Счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку

Развивать сообразительность, логическое мышление, речь «Живые цифры»

1

26.12.14

16

Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память. Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»

1

16.01.2015

17

Счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки, Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление.

«Веселый счет», «Что сначала, что потом? », «Сложи вместе»

1

23.01.2015

18

Счет в пределах 20. «Считай не ошибись», математический К.В. Н.

1

30.01.2015

19

Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры. «День и ночь»

1

06.02.2015

20

Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук. дидактическое пособие

1

13.02.2015

21

Счет в пределах 20 «Рассели жильцов»

1

20.02.2015

22

«Нарисуй: что получится?» соедини по точкам правильно

1

27.02.2015

23



Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? »

1

06.03.2015

24

Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер. «Разложи по клеточкам»

1

13.03.2015

25

Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление. «Помоги щенку пройти к домику»

1

20.03.2015

26

Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20. «Соедини точки по порядку»

1

27.03.2015

27

Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. «Назови пропущенное слово»

1

03.04.2015

28

Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы

1

10.04.2015

29

Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение,

Трафареты – «Обведи фигуры»,

1

17.04.2015

30

Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление. Игры со счетными палочками.

1

24.04.2015

31

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений. Задачи в стихах

1

08.04.2015

32

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений

«Нарисуй так же»

1

15.05.2015

33

Закрепить счет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели. Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции.

Решение задач

1

22.05.2015

34

Интегрированное занятие. Выявление уровня развития за год

1

29.05.2015

20 марта 2015 в 15:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.